Иван Павлович Бардин (1883-1960) - академик и вице-президент АН СССР, Герой Социалистического Труда, кавалер семи орденов Ленина, дважды лауреат Государственной премии, лауреат Ленинской премии, человек, стоявший у истоков проектирования мощных металлургических предприятий, а также разработка и внедрение в СССР непрерывного разлива стали и кислородно-конвертерного процесса.
Выпускником химического отделения Киевского политехнического института он только в 27-летнем возрасте впервые увидел металлургический завод, а уже через восемь лет стал главным инженером Енакиевского металлургического завода и рудников, а еще через четыре года - их директором. После этого - главным инженером Макеевского металлургического завода, Днепродзержинске металлургического завода, Кузнецкстрое и Кузнецкого металлургического комбината, организатором и директором Центрального научно-исследовательского института черной металлургии (знаменитого и авторитетного во всем мире ЦНДИчормет) ... И это далеко не полный перечень должностей, которые занимал И.П.Бардин - настоящий инженер, выдающийся практик и теоретик черной металлургии мирового уровня.
В 1938 году он написал книгу «Жизнь инженера», в которой, в частности, высказал мнение о месте инженеров в обществе, принципов их подготовки.
«Инженер - это человек, который своей сознательной технической деятельностью вносит в производство что-то новое.
Инженер отличается от практика, работает на заводе, прежде всего тем, что он научную подготовку, знание теоретических закономерностей процессов, протекающих в тех или иных производственных агрегатах. И именно эти знания открывают ему широкий путь к творчеству. Идеалом инженера может служить Леонардо да Винчи, совмещал в своем лице ученого, практика и художника. Хотя при современном развитии технических наук трудно совмещать эти три различные профили, все-таки к этому надо стремиться. Любая хорошо выполнена техническая дело должно быть вместе с тем выполнена красиво и в полном соответствии с научных положений ».
«Условия, в которых ведется подготовка молодого специалиста, имеют развить в нем любовь к выбранной профессии, но не меньшую роль играют первые годы его работы на заводе. Инженеры из вузовской скамьи - это сырой, первичный материал, который надо превратить в людей, которые не боятся стихий «металлургического моря». Для воспитания людей их руководители на заводе имеют: 1) в совершенстве знать свою специальность, 2) не зазнаваться и не делать из нее секретов для своих помощников и сотрудников, 3) организовывать работу так, чтобы исполнители чувствовали свое участие в деле, узнавали не только горечи поражения, но и радости победы.
Задача профессора вуза - научить студента не только знать, но и понимать те или иные явления природы, самостоятельно разбираться в них и по некоторым известным критериям определять новые неизвестные факты. Надо добиваться от студентов прежде понимание предмета.
Различие между знанием и пониманием существенная. Знание достигаются памятью, понимание - умом. Некоторые крупные ученые (например, Фарадей) не обладали исключительной памятью, но делали большие открытия на основании глубокого понимания изученных закономерностей.
Вслед за этим нужно развить наблюдательность. Наблюдение за теми или иными явлениями, происходящими вокруг нас, анализ и объяснение их причин помогают твердо усвоить сущность исследуемых процессов.
И наконец, еще одно большое задание профессора - научить студентов, будущих инженеров - никогда не отступать от выбранной специальности. Жизнь богата случаями, легкие пути, соблазняют своими возможностями, но надо выбрать один путь, какой бы он ни был тяжелый, что имеет жизненные цели, и твердо его придерживаться.
Лучше всего, когда это новый, неизведанный путь. По таким дорогам труднее идти, но можно больше найти!
Иван Павлович БардинПравильне воспитания инженера в начале его деятельности имеет не меньшее значение, чем воспитание в высших технических учебных заведениях. Инженер, выпустился из института, должен получить «термическую обработку» в заводской обстановке ...
На данный момент механизация освободила инженера от тяжелой работы, не имеет инженерного характера - от руководства ручными работами у печей, освободила время для того, чтобы применить свои знания по теории процессов. Принципы, положенные в основу получения железа из руд, остаются неизменными. Законы восстановления, окисления понимают так же, как понимали и раньше. Инженер призван обеспечить максимальные скорости этих процессов, увеличить производительность труда ...
За сто лет металлургия железа увеличила свое производство в сто раз, количество производственных агрегатов, выплавляют металл, уменьшилась более чем в сто раз, а производительность труда повысилась в десятки раз. Такому разительном прогресса в первой половине прошлого века мы были обязаны физикохимии металлургических процессов, начиная же со второй половины XIX века - применению достижений механики и электротехники в производстве металла.
В последнее время прогресс в металлургии снова побуждает физикохимия металлургических процессов. Поэтому учащаяся молодежь должна очень хорошо знать химию. Важны также знания физики твердого тела - металла, законов его кристаллизации и превращений, влияния легирующих элементов и различных примесей. Изучение закономерностей этих свойств относится к области физики металлов. Изучение кристаллов различных веществ открывает тайну их атомного строения. Появление новых, более совершенных, методов исследований способствует развитию работ теоретической и экспериментальной физики в области строения материи. Об этих новые возможности я вспоминаю для того, чтобы еще раз акцентировать, насколько необходимо сейчас познания физикохимии и физики как основ, на которых основывается металлургия.
Студенты и профессора, посвятили себя исследовательской работе, а также молодые инженеры, работающие на заводе, должны поддерживать постоянную связь между собой. Без такой связи, без постоянного общения ученых-теоретиков с учеными-практиками не может быть прогресса в производстве металла, поскольку теория без практики, а практика без теории становятся беспредметными.
Иногда считают, что укрепление связи науки с производством обеспечивает лишь широкую научную помощь производству. Это неправильно. Промышленная техника давно уже влияет на развитие науки. Целые разделы науки создавали и разрабатывали именно техники, которые решали определенные производственные задачи (гидродинамика, аэродинамика, механическая теория теплоты). Творческое сочетание науки и производства - самый фактор прогресса как науки, так и производства.
Однако установление правильных взаимных связей между наукой и производством - далеко не простое и не легкая задача. Должен быть обязательно соблюдены определенную последовательность на пути от лаборатории до завода: теоретический анализ и апробация его для лабораторной проверки, лабораторные работы и апробации их для полузаводских испытания и, наконец, работа на заводе ».
подготовил И.Микульонок