Заведующий кафедрой международной экономики доктор экономических наук, профессор Сергей Васильевич Войтко в 2006 году получил звание "Молодой преподаватель-исследователь НТУУ "КПИ", в 2007-2016 гг. шесть раз был победителем конкурса" Преподаватель-исследователь НТУУ "КПИ", в 2015 г. признан лидером НТУУ "КПИ" с научных достижений студентов. Он автор более 500 публикаций, среди которых 28 монографий, учебников, пособий. По просьбе редакции он делится секретами своих успехов.
Более десяти лет назад мне удалось получить звание "Молодой преподаватель-исследователь". Я тогда был еще кандидатом наук и имел определенные научные достижения. Первый успех вдохновил. Впоследствии мне исполнилось 35 лет и я начал участвовать уже в конкурсах на получение звания "Преподаватель-исследователь». Поскольку вклад ученых-исследователей старшего возраста гораздо выше, чем у тех, кому до 35 лет, побеждать в конкурсе удавалось уже не каждый год. Но я не опускал руки и работал, постепенно повышая собственные показатели по научной деятельности. Привык я к напряженной работе еще во время учебы на радиотехническом факультете.
Я выпускник КПИ 1996 года. В моем дипломе о высшем образовании записано: "Инженер-конструктор-технолог. Специальность "Конструирование и технология радиоэлектронных средств". По окончании обучения, в связи с трансформационными процессами в экономике Украины, которые происходили в 90-е годы, пришлось реализовать свои знания, умения и навыки инженера-радиотехника в малом бизнесе. В моей работе были тесно связаны проектирование радиоэлектронной аппаратуры и экономика предприятия. Поэтому изучал много литературы по экономике и менеджменту. Успешная деятельность фирмы и накопленный опыт в определенный момент натолкнули меня на мысль заняться экономикой на профессиональном уровне. Имея определенный производственный опыт, поступил в аспирантуру, а с 2000 года начал работать преподавателем КПИ на кафедре экономики и организации машиностроительного производства, которую в 2002 году было переименовано в кафедру международной экономики.
Темы моих диссертаций непосредственно связаны с экономикой предметной области моего инженерного образования. Кандидатская диссертация называлась "Планирование стратегических изменений на радиоэлектронных производствах", докторская - "Управление развитием наукоемких предприятий". Все мои научные труды касаются сферы высоких технологий и наукоемких производств. Давно имею желание изменить к лучшему состояние предприятий радиотехнической промышленности Украины. Поэтому научную школу решил формировать именно на основе подготовки кандидатов и докторов наук по проблематике экономики и управления в наукоемких, высокотехнологичных сферах предпринимательской деятельности. Подобной проблематикой занимаются и мои магистры-дипломники. Надеюсь, что сможем изменить положение как радиоэлектронной промышленности, так и других высокотехнологичных отраслей.
Наша кафедра сотрудничала с Министерством чрезвычайных ситуаций, Министерством финансов, другими организациями и ведомствами, выполняя научно-исследовательские работы, по актуальным проблемам, в частности, для Чернобыльской зоны и для телекоммуникационной сферы. Мои инженерные знания и навыки помогают найти общий язык с руководителями промышленных предприятий. Кстати, недавно я подготовил и издал практическое пособие для студентов РТФ и ФИВТ "PIC-контроллеры и MPLAB: программирование на ассемблере".
Теперь снова вернусь к конкурсу "Учитель-исследователь". Не могу сказать, что прилагаю каких-то особых усилий, пытаясь побеждать в конкурсе. Повседневная работа над научно-исследовательскими темами, руководство дипломными работами студентов, подготовка и защита диссертационных работ моих аспирантов и докторантов - все это составляющие рейтинга для конкурса. Работа по оформлению учебно-методических материалов и документов по учебным дисциплинам, которая впоследствии реализуется в виде учебников и учебных пособий, также добавляет баллов. В итоге участие в конкурсе дает возможность оценить свои достижения по сравнению с достижениями других, а победа дает и моральное удовлетворение и материальное вознаграждение.
Быстро летит время - в КПИ я нахожусь уже 27 лет: студент, аспирант, преподаватель ... заведующий кафедрой. За это время многое изменилось в организации учебного процесса. Электронный кампус, ректорский контроль, болонская система оценивания, академическая мобильность, рейтингование преподавателей, кафедр, факультетов (институтов) - это только часть тех усовершенствований, которые осуществлены за последние десятилетия. Внедрение этих усовершенствований требует определенных усилий каждого из преподавателей, необходимости работать интенсивнее. Понятно, что не всем нравится менять привычные методы и подходы. В то же время, следствием роста требований к преподавателям и внутренней аккредитации кафедр является повышение результативности научной деятельности преподавателей и ученых. А благодаря этому растут позиции нашего университета в различных рейтингах вузов мира.
В своей деятельности в качестве руководителя кафедры исхожу из того, что именно кафедра является той движущей силой, которая определяет успешность сквозной подготовки от бакалавра, магистра до доктора философии и доктора наук. Профессорско-преподавательский состав нашей кафедры привлекает к научной деятельности уже студентов бакалавриата. Есть приличные результаты - семь стипендиатов Президента Украины за последние 7 лет, призовые места на всеукраинских профессиональных олимпиадах и конкурсах, десятки грантов на обучение за рубежом и даже получение нашей выпускницей степени доктора философии в США. Кроме успехов, были и положительные "неудачи" - отдельные зарубежные вузы отказывают нашим студентам в предоставлении гранта на обучение, аргументируя свое решение тем, что уровень подготовки студентов в нашем университете выше чем у них.
Осознаю, что современные успехи кафедры в значительной степени связаны с результатами деятельности моих предшественников на посту заведующего - профессоров А.Е.Розенплентера, В.Г.Герасимчука, О.А.Гавриша. Ведь «традиции» побед студентов и преподавателей на различных конкурсах заложили именно они. К примеру, бывали годы, когда сразу три работника получали звание "Преподаватель-исследователь» и «Молодой преподаватель-исследователь", в 2012 и 2016 году сразу две студентки получили Стипендию Президента Украины. Свою цель я вижу в продолжении и развитии хороших традиций научной и учебной деятельности кафедры для взноса в общее развитие университета.